Теория решения изобретательских задач

ТРИЗ-педагогика

Один из главных признаков, который отличает талантливого человека от обычного, талантливый всегда знает, чего хочет. Количество знаний о мире огромно. Поэтому нужно не побуждать детей стремиться узнать, как можно больше. Их нужно научить учиться, т.е. уметь находить информацию, из которой можно выделить именно те знания, которые нужны им в данный момент для решения их проблем. Мы не знаем, каким будет мир, в котором будут жить наши дети.

Самым главным качеством, которым должны обладать дети при выходе во взрослую жизнь – они не должны бояться нового, необычного, непредсказуемого. Это возможно, если они будут уметь решать нестандартные задачи. Нестандартной задачей является задача, содержащая в себе нечто оригинальное, творческое. Здесь ТРИЗ – один из основных инструментов, позволяющий решить эту проблему.

Творчество весьма важно для любого возраста: его значимость ощущается на любом жизненном этапе, как при создании ценностей, так и в повседневной жизни. От его наличия зависит, по большому счёту, судьба человека, но оно не даётся в готовом виде, этому надо учиться – и чем раньше, тем лучше.

Обучение творчеству начинают с ознакомления и отработки структуры творческого процесса. В 1-2 классе даются нестандартные задачи на отработку компонентов творчества. В последующих классах младшего возраста нестандартные задачи решаются в системе.

В процессе обучения дети:

  • с помощью игр и упражнений, разработанных на базе ТРИЗ, развивают творческое воображение, осваивают приемы управляемой фантазии;
  • овладевают навыками адаптации, пригодными для любых видов деятельности;
  • знакомятся с основными понятиями теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), адаптированными для детей;
  • учатся использовать на практике полученные знания путем поиска выходов из проблемных, нестандартных ситуаций, решения задач, не имеющих однозначного ответа.

 

Каждый ребёнок – потенциальный гений.